Психологическая экспертиза представляет собой исследование психологических особенностей человека, мотивов его действий, эмоциональных и когнитивных характеристик, его ценностных ориентаций и способов психологической защиты. При необходимости эксперт исследует взаимоотношения человека с окружающими людьми, с семьей. При проведении психологического исследования эксперт-психолог использует только стандартизованные, валидные и надежные методики и тесты, которые опубликованы в профессиональной психологической литературе и рекомендованы в производстве такого рода экспертиз. Такой вид экспертизы проводится как в гражданских делах, так и в уголовных процессах.
Психолого-педагогическая экспертиза – это комплексное научно-экспертное исследование, которое проводится двумя и более экспертами, имеющими специальные познания в области психологии и в области педагогики, либо одним специалистом, имеющим специальные познания как в области психологии, так и в области педагогики.
Целью психолого-педагогической экспертизы является установление обстоятельств, имеющих принципиальное значение для разрешения споров об определении места проживания ребенка, о праве лиц участвовать в воспитании ребенка, о целесообразности усыновления, о лишении или ограничении родительских прав, о восстановлении в родительских правах, об установлении опеки и попечительства и др.
Ряд популярных вопросов перед экспертом при проведении экспертиз.
Для исследования детско-родительских отношений (при определении того места, где ребенок будет проживать постоянно, и определении степени участия родителей в воспитании ребенка):
- В чем заключаются индивидуально-психологические особенности ребенка? Каким образом определяется уровень его психического развития?
- Каковы индивидуально-психологические особенности обоих родителей и их влияние на состояние ребенка и особенности его психического развития?
- Каково действительное отношение матери и отца к ребенку?
- Каково действительное отношение ребенка к обоим родителям (другому воспитателю)?
- Каково возможное негативное влияние индивидуально-психологических особенностей каждого из родителей (другого воспитателя) на психологический уровень и специфику психического развития ребенка?
- Существует ли вероятность того, что индивидуально-психологические особенности отца или матери могут оказать отрицательное воздействие на психическое состояние и специфику психического развития ребенка, если учитывать особенности психического развития ребенка, индивидуально-психологических особенности ребенка и родителей, особенности сложившихся между ними отношений, привязанностей, системы ценностей и отношений родителей, стиля воспитания?
Для исследования детско-родительских отношений (при установлении усыновления или удочерения):
- Каково состояние индивидуально-психологических и интеллектуальных особенностей испытуемого?
- Каким является истинное отношение испытуемого к родителям, занимающимся его воспитанием? Каковы особенности восприятия ребенком данных родителей?
- Каковы взаимоотношения данного ребенка с другими детьми в этой семье? В чем особенности их психологической привязанности?
- В чем особенности психологической ситуации жизни ребенка в этой семье?
- Каковы психологические перспективы жизни ребенка в "альтернативной" семье?